От фантастических романов – к инженерным проектам!

222228d5971f010079История Научно-производственного объединения им. С.А. Лавочкина ведет свой отсчет с 1 июня 1937 года. Волею судьбы и титанического труда наших предшественников российское аэрокосмическое предприятие стало ярким примером долгоживущей, всемирно известной промышленной компании. Богатейший теоретический и практический опыт, накопленный поколениями выдающихся конструкторов и рабочих предприятия, позволил надежно закрепить за НПО Лавочкина марку новатора.

С момента своего образования НПО Лавочкина находилось на передовых рубежах научно-технического прогресса, осуществляло в своих разработках внедрение самых передовых технологий и материалов в области создания летательных аппаратов различного назначения, будь то самолеты или ракетно-космическая техника. Опережающими время были еще первые авиационные конструкции: при создании самолетов «Ла» в качестве основного конструкционного материала использовалась дельта-древесина, не применявшаяся ранее в данном качестве. В непростые военные годы, требовавшие от людей полнейшей самоотдачи, проявления наилучших своих способностей и преданности Родине и делу, закладывались основы вошедшей в мировую элиту «конструкторской школы С.А. Лавочкина». Этот период стал чрезвычайно важным в жизни предприятия. С того времени была создана команда первопроходцев. Именно такой характер работы присущ коллективу НПО и поныне. Самолеты марки «Ла» составили фактически треть истребительной авиации страны в период Великой отечественной войны; в 50-е годы первыми в своем классе достигли Северного полюса; в 1948 году первыми в стране преодолели звуковой барьер. В послевоенные годы были созданы новейшие ракетные системы для защиты неба стратегических центров страны. Во время работ по проекту «Буря» — первой в мире межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты — впервые в Советском Союзе в постройке летательного аппарата использовался титан, и была разработана и внедрена технология его сварки и клепки.

Когда НПО Лавочкина вошло в космическую эру своей истории, вновь разлетелись по миру новости о первопроходцах – на этот раз космических роботах. В 1965 году по инициативе С.П. Королева предприятию была передана тематика исследования дальнего космоса и Луны. Уникальные советские автоматические станции стали одними из лучших примеров рекогносцировочных миссий, обеспечивающих приобретение и накопление фундаментальных знаний о космосе и других планетах. В процессе выполнения этих экспедиций человечество смогло значительно, по сравнению с предшествующими годами, обогатить и подкорректировать представления землян о жизненных ритмах Вселенной, о месте и роли в этих процессах нашей родной планеты. Это славные страницы — свидетельства космических побед: от фантастических романов – к инженерным проектам.

На основе предшествующего опыта коллектив предприятия быстро освоил специфику новой техники и в течение последующих лет осуществил целый ряд приоритетных достижений в области мировой и отечественной космонавтики. Настоящими рекордами стали: первая в мире мягкая посадка на Луну (1966 г.), первый искусственный спутник Луны (1966 г.), автоматическая доставка на Землю лунного грунта (1970 г.), первая автоматическая передвижная лаборатория на Луне (1970 г.), первая мягкая посадка на Венеру (1970 г.), первая мягкая посадка на Марс (1971 г.), получение первых фотоизображений поверхности Венеры (1975 г.), первое радиокартографирование поверхности Венеры (1983 г.), первый аэростатный зонд в атмосфере Венеры (1985 г.), исследование кометы Галлея с рекордно близкого расстояния (1986 г.) и еще ряд сложнейших космических миссий.

Историческая летопись НПО Лавочкина неразрывно связана с конструкторами, талантом которых в области творческого созидания во многом определялась судьба того или иного проекта.

К сожалению, многие из них ушли из жизни, но их имена золотыми буквами навсегда вписаны в историю НПО Лавочкина.

ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (1900 — 1960). Выдающийся конструктор авиационной и ракетной техники. Дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент Академии наук СССР. В 1939-1960 гг. главный, затем генеральный конструктор – ответственный руководитель предприятия.

БАБАКИН Георгий Николаевич (1914 — 1971). Выдающийся ученый и конструктор в области космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент АН СССР. С 1965 г. по 1971 г. — главный конструктор Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина.

КРЮКОВ Сергей Сергеевич (1918 — 2005). Разработчик и руководитель проектных работ по первым отечественным баллистическим ракетам и ракетам-носителям для запуска космических аппаратов. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук. С 1971 по 1977 г.г. – главный конструктор НПО им. С.А.Лавочкина.

КОВТУНЕНКО Вячеслав Михайлович (1921 — 1995). Ученый и конструктор космической техники, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Российской и Украинской академий наук, доктор технических наук, профессор. В 1977-1995 гг. главный, затем генеральный конструктор НПО им. С.А.Лавочкина; с 1987 г. по 1989 г. — генеральный конструктор и генеральный директор предприятия.

КУЛИКОВ Станислав Данилович (1936 — 2005). Лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства РФ, доктор технических наук, профессор. С 1996 г. – генеральный конструктор, в 1997 – 2003 гг. — генеральный конструктор и генеральный директор НПО им. С.А.Лавочкина.

…И многие другие, талантливые и самобытные, увлеченные загадками космоса, благодаря которым некогда Химкинская мебельная фабрика преобразилась в уникальное, известное на весь мир, предприятие, где фантастика космических задач обретет реальность в цехах опытного завода.

Отдел информационных коммуникаций НПО им. С.А. Лавочкина