Аддитивные технологии в ракетных двигателях

11111atel..14d23НПО Энергомаш (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») будет использовать аддитивные технологии при производстве жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) для семейства ракет-носителей (РН) «Ангара», «Союз-5» и «Союз-2», что позволит снизить трудоемкость производства ряда двигателей на 20 процентов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), а также внедрение технологии в производственную систему будут проведены предприятием за счет собственных средств.

Предложение о внедрении в производство двигателей аддитивных технологий было сделано Конструкторским бюро НПО Энергомаш и утверждено научно-техническим советом предприятия после успешных огневых испытаний на воронежском КБХА (входит в НПО Энергомаш) камеры двигателя 14Д23 (применяется в РН «Союз-2.1б»), которые подтвердили возможность применения аддитивных технологий при производстве ЖРД; предприятие уже освоило методику изготовления смесительной головки и сопла двигателя 14Д23 с помощью аддитивных технологий.

По оценке специалистов КБХА, применение аддитивных технологий сократит трудоемкость производства этого двигателя на 20 процентов. Например, смесительная головка, произведенная по традиционной технологии, состоит из 220 деталей, имеет 124 паяных соединения и 62 сварных шва, а изготовленная по аддитивной технологии состоит всего лишь из одной цельной детали, и срок ее «выращивания» — 77 часов.

Андрей ИВАНОВ, заместитель главного конструктора НПО Энергомаш по новым технологиям: «Аддитивные технологии — один из методов сокращения сроков создания и снижения трудоемкости при производстве ракетных двигателей. И в рамках Интегрированной структуры ракетного двигателестроения (ИСРД) утверждена программа внедрения и развития аддитивных технологий и план-график ее реализации».

По НИОКР конструкторы НПО Энергомаш планируют провести работы по пяти направлениям применения аддитивных технологий для использования при производстве ЖРД:

  • отработка аддитивной технологии изготовления смесительной головки окислительного газогенератора кислородно-керосинового двигателя;
  • разработка агрегата наддува двигателя РД-191, выполненного по аддитивной технологии;
  • отработка аддитивной технологии изготовления корпуса блока сопел крена (КБСК) двигателя РД-191;
  • перепроектирование пневмоблока двигателя РД-191;
  • проведение топологической оптимизации и изготовление кронштейнов двигателей РД-191 и РД-171МВ.

Пресс-служба Роскосмоса