39 лет первому полёту «грузовика» «ПРОГРЕСС»

11111gress2Ровно 39 лет назад, 20 января 1978 года, с космодрома БАЙКОНУР стартовала ракета-носитель «Союз» с первым автоматическим транспортным грузовым кораблём (ТГК) «Прогресс-1».

Первый космический «грузовик» доставил на советскую орбитальную станцию «Салют-6» научную аппаратуру, средства обеспечения жизнедеятельности экипажа и компоненты топлива для двигательной установки. Масса корабля на момент старта составила 7020 кг, масса доставленного груза – 2300 кг.

После завершения миссии в грузовой отсек были уложены блоки аппаратуры с выработанным ресурсом, бытовой мусор и другие отходы. Корабль был отстыкован от станции и отправлен в непродолжительный автономный полёт, который завершился сведением с орбиты и затоплением в расчётной точке Тихого океана.

Конструктивно «Прогресс-1» состоял из трёх отсеков. Объём герметичного грузового отсека, оборудованного стыковочным узлом, составлял 6,6 м³. Для сокращения времени на разгрузку все грузы малых размеров были уложены в контейнеры, а крупногабаритное оборудование и приборы установлены на специальном каркасе. Внутри отсека компонентов дозаправки было установлены четыре бака с топливом, баллоны со сжатым воздухом и азотом, датчики, сигнализаторы. На внешней поверхности «Прогресса-1» были установлены антенны радиотехнических систем, оптические приборы, датчики, двигатели системы ориентации и управления движением, три световых индекса и две телевизионные камеры.

При создании «Прогресса-1» были широко использованы приборы, агрегаты и элементы конструкции пилотируемого корабля «Союз», однако в целом это был новый космический корабль другого назначения.

За свою историю транспортные грузовые корабли «Прогресс» претерпели множество модернизаций и сегодня продолжают успешно использоваться для транспортно-технического обеспечения Международной космической станции.

В настоящее время эксплуатируются корабли новой серии «Прогресс МС». В этих кораблях установлена единая командно-телеметрическая система с дополнительным телеметрическим каналом. Новая командная радиолиния принимает сигналы через спутники-ретрансляторы «Луч-5», благодаря чему зоны радиовидимости кораблей расширены до 70% от длительности витка. Корабли комплектуются современной бортовой радиотехнической системой сближения и стыковки «Курс-НА» и цифровой телевизионной системой. В состав бортовой аппаратуры кораблей модификации «Прогресс МС» вошел новый цифровой блок управления резервным контуром разработки РКК «Энергия», модернизированный блок датчиков угловых скоростей БДУС-3А и светодиодная фара СФОК.

Благодаря применению новых наземных и бортовых радиотехнических систем стало возможным использование современных протоколов передачи информации, в результате чего улучшилась стабильность работы системы управления корабля.

Пресс-служба Роскосмоса