117 лет со дня рождения Семена Алексеевича Лавочкина

22222bb78deИсполнилось 117 лет со дня рождения выдающегося конструктора авиационной и ракетной техники Семёна Алексеевича Лавочкина, имя которого, начиная с 1960 года, с гордостью носит наше предприятие.

Семён Алексеевич Лавочкин, член-корреспондент Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1948), 1939-1960 гг. Главный, затем Генеральный конструктор — ответственный руководитель нашего предприятия.

Под руководством Семёна Алексеевича Лавочкина – основателя самобытного конструкторского коллектива, благодаря которому и стали возможны будущие преобразования — достигнуты впечатляющие результаты в области создания авиационной и ракетной техники.

За два десятилетия (с 1939 г. по 1960 г.) возглавляемое С.А. Лавочкиным опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в одно из крупнейших и лучших авиационно-ракетных КБ страны.

При участии Семёна Алексеевича Лавочкина были разработаны и построены более 30-ти типов самолетов, из которых 10 выпускались серийно, и более 20-ти типов беспилотных летательных аппаратов. Многие из этих образцов имели приоритетное значение для обороны страны.

Винтомоторные самолеты-истребители Лавочкина в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны по своим основным летно-техническим характеристикам достойно конкурировали не только с отечественными самолетами аналогичного назначения, но и с истребителями стран антигитлеровской коалиции, а в боевых единоборствах к концу войны уже по многим параметрам превосходили своего противника.

За годы Великой Отечественной войны в ОКБ С.А. Лавочкина были разработаны более 10 экспериментальных и несколько серийных истребителей — Ла-5Ла-5ФН и Ла-7. Эти машины были признаны одними из лучших самолетов Великой Отечественной войны. Серийный выпуск истребителей «Ла» был налажен на 5 заводах страны. Всего же с 1941 по 1945 г.г. в СССР с конвейеров сошли 22,5 тыс. истребителей конструкции Лавочкина. По сути, каждый третий советский самолет-истребитель того времени был «лавочкинский».

Вклад предприятия в дело защиты своего Отечества получил достойную государственную оценку: высшей наградой того времени — орденом В.И.Ленина — отмечен коллектив, звание Героя Социалистического Труда присвоено его руководителю – генерал-майору авиационно-технической службы Семёну Алексеевичу Лавочкину.

Развитием винтомоторного Ла-7 стали в послевоенные годы последние поршневые цельнометаллические истребители Ла-9 и Ла-11. В конце 40-х, начале 50-х годов именно эти самолеты составляли костяк истребительной авиации СССР. Реактивный Ла-160 (1947 г.) стал первым в нашей стране самолетом со стреловидным крылом. Благодаря новому конструкторскому решению 26 декабря 1948 г. впервые в СССР на истребителе Ла-176 была достигнута скорость звука в полете со снижением. Дальнейшее развитие конструкторской мысли привело к созданию всепогодного истребителя-перехватчика Ла-200 (1951 г.), а в 1954 г. — Ла-250(«Анаконда») — истребителя, оснащенного ракетами класса «воздух — воздух» с головками самонаведения. Ракеты эти также были созданы в конструкторском бюро С.А.Лавочкина.

В 1954 г. С.А. Лавочкин начинает две крупнейшие работы: по созданию межконтинентальной гиперзвуковой крылатой ракеты «Буря» и, практически в то же время, по проектированию нового зенитного комплекса ПВО «Даль», основу которого составляли ракеты класса «земля-воздух» большой дальности для поражения высокоскоростных воздушных целей.

В период 1951 — 1955 гг. под руководством С.А.Лавочкина были разработаны и испытаны наземные ЗУР «205» — «215» и ракеты класса «воздух — воздух». В 1955 г. вокруг Москвы появились знаменитые защитные «кольца» — система ПВО «Беркут» — с лавочкинскими ракетами, которые несли боевое дежурство вплоть до начала 80-х годов.

Именем Семёна Алексеевича Лавочкина названы улицы в Москве и подмосковных Химках, в городах Волгоград, Смоленск и Липецк. Мы гордимся, что память о выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет сегодня в названии нашего предприятия. Гордимся, что созданная С.А. Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и развиваться дальше.

Отдел информационных коммуникаций НПО им. С.А. Лавочкина